Судьбы его простое полотно
(к 90-летию со дня рождения Петра Проскурина)
Русский советский писатель, Герой Социалистического Труда (1988), Лауреат Государственной премии СССР (1979), Герой Социалистического труда (1988), Лауреат Государственной премии РСФСР (1974) и Государственной премии СССР (1979), Лауреат Всероссийских премий им. Л.Н. Толстого (1995), им. Ф.И. Тютчева (1996), Почетный гражданин Брянской области. Один из секретарей Союза писателей СССР и до 2001 г. сопредседатель Правления Союза писателей Российской Федерации.
Петр Лукич Проскурин родился 22 января 1928 года в поселке Косицы (ныне Севского района Брянской области) в крестьянской семье.
Трагической была судьба отца писателя Луки Захаровича.В 1928 году он выступил на своей родине, в посёлке Косицы, организатором колхоза имени Ильича, участвовал в раскулачивании односельчан. Поэтому он в какой-то момент предпочёл перебраться на юг, в Назрань. Там он стал работать главбухом мукомольного комбината. Но при первой же ревизии у него была обнаружена недостача, и Лука Проскурин был арестован. На малую родину он вернулся уже в конце 1930-х годов. Года за два до начала войны и случилось несчастье, перекосившее всю жизнь не только его самого, но и его семьи, и всех связанных с ним людей. У него случилось заражение правой руки, чуть ли не гангрена, был отнят указательный палец, и рука стала сохнуть. Ему выдали белый билет, призыву в армию он не подлежал, и когда Севск заняли немцы, он тотчас очутился в концлагере. Отец был черноволос и черноглаз, и его приняли за цыгана. Его же начальник, заведующий Севскимгортопом — Ковалёв, как партийный, тоже оказался в концлагере под Глуховом, на Украине (километров семьдесят от Севска). Он был вдов, жил со старушкой-матерью и двумя сыновьями. Лука Захарович вышел из концлагеря уже сломленный, согласился сотрудничать с немцами — стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами.
После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. «Самые ранние впечатления детства, — вспоминал Петр Проскурин, — неохватный разлив весенних или летних полей, цветущие в высоких, прохладных травах луга, ручей, за ним вставал сухой, звонкий, дубовый лес». Природа средней России, трудная крестьянская работа, рассказы бабушки о домовых, ведьмах, несчастных сиротах и добрых королевичах формировали поэтическое отношение мальчика к миру. Оно обрело трагическое звучание в годы Великой Отечественной войны, когда подростку пришлось в 1941—43 пережить все ужасы фашистской оккупации, видеть в непосредственной близости страдание и смерть. Позднее эти страшные впечатления найдут свое воплощение в его романах о войне. «Я тщательно смог их выписать только потому, — замечал Проскурин, — что сам умирал не однажды. Смерть невозможно описать, если ты не умирал сам».
После войны Петр работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин».
Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и
черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов — «Цена хлеба»появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в бурю». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года.
В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987—1990).
Книга 1. «Судьба». Роман — широкое эпическое полотно народной жизни. Действие романа начинается в 1929 году и кончается в 1944 году. Герои романа — люди разных профессий, у каждого — своя судьба, своя доля: горькая и сладкая одновременно. Все как в жизни, и где человек находит свое счастье: в войне или в мире, каждый решает сам.
Книга 2. «Имя твое». Действие романа происходит в послевоенное время и заканчивается в 70-е годы. В центре романа судьба Захара Дерюгина и его семьи. Писатель поднимает вопросы, с которыми столкнулось советское общество: человек и наука, человек и природа, человек и космос.
Книга 3. «Отречение» завершает повествование о народной драме, перевернувшей жизнь целого народа. Это рассказ о людях, на собственном опыте испытавших действие яда предательства и унижения, просочившегося в тело России еще в 30-х годах. Но «Отречение»— это не только тяжелое напоминание о прошлом, это воспоминание о будущем, о неистребимом и вечном стремлении к счастью, справедливости и красоте.
В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литературному процессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ».
В 1983 г. издательство «Современник» закончило выпуск пятитомного собрания сочинений. Здесь же в 1985 и 1987 гг. вышли его книги «Полуденные сны» и «Улыбка ребенка» — два однотомника, включившие в себя уже упомянутые повести писателя, более двадцати рассказов и не вошедший в пятитомник роман «Камень сердолик».
В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стража». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский».
Последним романом писателя стала книга «Число зверя». В центре авантюрного сюжета романа — романтическая история отношений Генерального секретаря ЦК КПСС и известной актрисы.Проскурин – литератор старой школы и её принципам он не изменил до конца жизни. Школу эту отличало благородство письма, изложения; стремление к гармонии, к глубокому осмыслению мира, жизни, человека… Рамки «социдеологии», «соцреализма», конечно, сковывали художников; но у честных писателей всегда, при любом строе и правительстве была возможность спасти свой дар. Эта возможность – обращение к судьбам России и своего народа… И вот грянули другие, бесцензурные времена, времена свободы и соблазнов — продать свой дар подороже. Сиюминутное—телеслава или вечное — причастность к судьбе народа?! Петр Проскурин, как показывает его роман «Число зверя», выбрал последнее…
В произведениях Проскурина отражен сложный, созидающий и героический путь русского народа на протяжении всего трагического ХХ в.: духовный поиск русского человека на своем историческом пути, его стремление к созданию новых форм социального обустройства общества.
Петр Лукич Проскурин скончался 26 октября 2001 года в Москвев возрасте 73 лет от обширного инфаркта миокарда в Центре кардиохирургии имени Бакулева. Проскурин был помещен туда за месяц до кончины, и врачи активно готовили его к операции на сердце. Не успели...Похоронен в Брянске, на родине, в городе, удостоившем его звания «Почетный гражданин».
©2011-2024 Осиповичская библиотечная сеть