Картинка смайлик

Мы предоставляем услуги:  Аналитический поиск информации в сети Интернет по запросу пользователя; Предоставление пользователю доступа к ресурсам сети Интернет; Доставка электронных писем по адресам заказчиков; Ламинирование; Переплет пластиковой пружиной; Распечатка материалов на цветном струйном принтере; Набор текста, таблиц; Ксерокопирование.

Осиповичский район - один из живописнейших уголков Беларуси. Он расположен на юго-западе Могилёвской области в пределах Центрально-Березинской равнины. Рельеф равнинный с небольшой возвышенностью в западной части. 60% района занимает лес, 29% — сельхозугодья, 2% — водоёмы, 2% — болота. По территории района протекают 20 рек, в том числе 3 крупные: Березина; Свислочь; Птичь. Общая протяжённость речной сети составляет 351 километр. На реке Свислочь создано обширное водохранилище (1307,7 га), работают гидроэлектростанция и рыбхоз «Свислочь».
Заселение территории района человеком началось в эпоху мезолита (9-5 тыс. до н. э.). Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами стоянки на реке Птичь. О проживании древнего человека на территории Осиповичского района свидетельствуют многочисленные находки каменных орудий труда.
На территории района имеются памятники культуры каменного и бронзового веков, эпохи Киевской Руси. Крупнейший археологический памятник - замчище в деревне Свислочь.
С XIV в. территория Осиповичского района входила в состав Великого княжества Литовского.
Центр района — город Осиповичи, расположен на правом берегу реки Синяя (правый приток р.Свислочь). Датой основания города считается 17 ноября 1872 года, когда была построена станция Либаво-Роменской железной дороги. Своё название станция, а в дальнейшем и город, получили от расположенной в двух километрах деревни Осиповичи.
В последней четверти XIX в. в жизни Осиповичского края произошел подъем в развитии хозяйства, вызванный реформой 1861 г. и строительством железной дороги. Станция Осиповичи в 1890 г. занимала на Либаво-Роменской дороге третье место по грузообороту после Руденска и Березины, а когда в середине 1896 г. была проведена узкоколейка Осиповичи-Дараганово — она стала второй.
Поселения около станции Осиповичи получили статус местечка. Согласно переписи 1897 года на месте современного города располагались: деревня, в которой проживало 526 жителей, посёлок — 200 жителей и станция — около 100 человек. Позднее три самостоятельных поселения слились в один населённый пункт. В 1899 г. возле станции Осиповичи был построен лесопильный завод, через 5 лет - второй, а также мельница и несколько жилых домов.
Если в 1904 г. в Осиповичах насчитывалось 150 зданий и проживало 1.178 жителей, то в 1913 г. — 246 дворов и 1.244 жителя. Промышленность состояла из паровозного депо, шпалопропиточного и двух лесопильных заводов, двух мельниц, сукноваляльни, смолокуренного завода, шерстобитной мастерской, пиворазливочного завода и ряда мелких кузнечных, бондарных, колбасных, торговых и прочих заведений.
Известие о победе Октябрьской революции пришло на телеграф железнодорожной станции Осиповичи 25 октября (7 ноября) 1917г. В этот день о переходе власти в руки Советов узнали жители Осипович и всей Замошской волости. Везде состоялись митинги. 1 января 1922 г. центр Замошской волости был перенесен в Осиповичи и волость стала называться Осиповичской.
17 июня 1924 г. в Белорусской ССР была произведена перестройка административного деления республики. Был организован Осиповичский район с центром в поселке Осиповичи. 
Район стал быстро развиваться. Был поделен на 8 сельских Советов. В районе действовало 7 предприятий.
В 1935 г. в связи с ростом местечка, развитием железнодорожного узла, ростом численности населения Осиповичи получили статус города районного подчинения.
К началу 1941 года в Осиповичах работали 12 предприятий, в том числе паровозное депо, вагоноремонтный пункт, машинно-тракторная мастерская, леспромхоз и промкомбинат, артель «Красный химик», мастерская по ремонту средств связи  и  мастерская  по ремонту телефонов и средств управления железной дороги, сапожная артель «Звезда» и портняжная «Прогресс», завод маслопрома и пищевая артель «Передовик». На всех этих предприятиях было занято около 2000 рабочих и служащих.
К этому времени в Осиповичах проживало уже более 10 тыс. человек.
Все эти успехи радовали жителей Осиповичей, воодушевляли их на новые трудовые свершения.
Великая Отечественная война началась для жителей города Осиповичи в ночь с 22 на 23 июня, когда немецкие самолёты начали бомбить железнодорожный узел и военный городок. 30 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вошли в Осиповичи, а 2 июля заняли и весь район.
За 1093 дня оккупации городу и району был нанесен огромный ущерб. Из 62 тысяч человек, проживавших здесь до войны, погибло и было вывезено на каторжные работы в Германию почти треть населения. Было уничтожено 50 населенных пунктов, сожжено более 3 тысяч домов, свыше 800 общественных зданий.
Но осиповчане не покорились врагу. Они внесли достойный вклад в освобождение родной земли от захватчиков. Уже в июле сорок первого года в урочище «Рассоха» Осиповичский подпольный райком КП(б)Б стал боевым штабом по организации и руководству подпольем и боевыми партизанскими действиями.
За время оккупации в районе партизанами и подпольщиками было уничтожено около 15 тысяч гитлеровцев, разгромлено 13 гарнизонов врага, разрушены десятки километров железнодорожного пути, перебито более 5000 рельсов, вырезано около 70 километров телефонно-телеграфной связи. Патриоты пустили под откос сотни вражеских эшелонов, разбили и повредили более 300 паровозов, сожгли 2235 тонн горючего.
В Великую Отечественную войну героический подвиг совершил житель города Федор Крылович. В ночь на 30 июля 1943г. он заминировал состав с горючим, в результате чего сгорели 63 вагона со снарядами, авиабомбами, танками «Тигр» и «Пантера», 23 платформы с бензином, 8 цистерн с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, 5 паровозов, угольный склад, станционные сооружения. В течение 10 часов над городом бушевало пламя. Эта диверсия по праву считается одной из крупнейших в годы второй мировой войны. Ф. А. Крылович за эту операцию был награжден орденом Ленина. Его именем в городе названа улица.
Освобождён район 28 июня 1944 года войсками 2-го и 1-го Белорусских фронтов в ходе первого этапа операции «Багратион». За освобождение города и района многие воины награждены орденами и медалями. В славной когорте Героев Советского Союза есть и наши земляки. Их имена увековечены в памятниках.
С первых дней освобождения райком партии, районный и городской Советы депутатов трудящихся начали принимать меры к восстановлению хозяйства Осиповичей. Усилия трудящихся прежде всего были направлены на восстановление транспорта, промышленного и сельскохозяйственного производства. Чтобы обеспечить переброску войск и бесперебойное снабжение фронта, осиповичские железнодорожники мобилизовали все имеющиеся средства на скорейшее восстановление узла.
Развитие города тормозила слабая энергетическая база. Поэтому в 1949 году на реке Свислочь (в 6 км от Осиповичей) было начато строительство гидроэлектростанции мощностью 2725 киловатт. Осенью 1953 года Осиповичская гидроэлектростанция дала ток. Восстановленный город раздвинул свои границы, и деревня Осиповичи, давшая когда-то название железнодорожной станции и выросшему около нее поселку, слилась с районным центром. Число жителей в нем превысило довоенный уровень. Возросла его роль в экономике области. 7 марта 1963 года Осиповичи были отнесены к городам областного подчинения.
В годы  восьмой и девятой пятилеток  в Осиповичах продолжалось быстрое развитие промышленности.
Десятая пятилетка стала для Осиповичей периодом нового роста. В строй действующих вступило новое предприятие — завод автомобильных агрегатов, включившее в свой состав механосборочный цех Минского автозавода. Началось строительство нового здания хлебозавода. После реконструкции в 2 раза возросла мощность комбикормового цеха комбината хлебопродуктов.
Сегодня Осиповичи — это достаточно крупный промышленный и сельскохозяйственный центр района. Основу промышленности района составляют  предприятий: ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» он занимается производством комплектующих к автомобилям МАЗ, СП ОАО "Кровля", ОАО "Осиповичский молочный комбинат", АП "Осиповичский завод "Коммаш". Крупный железнодорожный узел объединяет 10 предприятий и организаций: локомотивное депо, вагонное депо, станцию, дистанцию пути и др. На реке Свислочь создано обширное водохранилище, работают гидроэлектростанция и рыбхоз «Свислочь».
На территории Осиповичского района с целью охраны редких реликтовых видов растений и деревьев были созданы биологические и гидрологические заказники и памятники природы местного значения: «Жорновский дендросад», заказник «Дуброва», два ботанических памятника природы республиканского значения «Дуб-великан» (высота — 38,5 м, 230 лет) и «Дуб-гигант» (39 м, 220 лет).

 

 

©2011-2018 Осиповичская библиотечная сеть

Яндекс.Метрика

Карта сайта