Труженик пера
К 215-летию Виктора Мари Гюго
Виктор Мари Гюго — французский писатель, глава и теоретик французского романтизма, член Французской академии. Французскую литературу XIX века невозможно представить без Виктора Гюго. Творчество Гюго, самого выдающегося французского романтика, вождя французского романтизма, его теоретика, поражает многогранностью и разнообразием: он большой поэт, прозаик, драматург, к тому же литературный критик и боевой, темпераментный публицист.
Гюго Виктор Мари родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Виктор Мари был младшим из трёх братьев. Отец Гюго, который родился в семье мастера столярного цеха, во времена Наполеона стал генералом. Мать писателя — дочь нантского судовладельца, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой-вольтерьянкой. Будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После падения Наполеона, находясь в Мадриде, где отец был губернатором, семья распалась. Виктора воспитывала мать. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821 году. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Только в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.
В Гюго рано просыпается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815—1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а в дальнейшем и королевским правительством. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма. Сборник приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.
Относительно классицизма Гюго, то он оказался очень непостоянным. Едва лишь молодой поэт выходит из стадии школьного наследования, начинается постепенный, сначала несмелый, а затем все более решительный переход на романтичную позицию. Но в прозаических жанрах Виктор Гюго всегда стоял на позиции романтизма.
Свидетельством этого является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821—1822). Свидетельством последующего утверждения Виктор Гюго на позиции романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Виктор Гюго обратился к изображению восстания негров-рабов.
В отрасли поэтического стиля реформа Гюго определилась в попытке заменить стихотворение рационализма классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии. В этот же период Виктор Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда общее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады», само название которого красноречиво удостоверяет его переходный характер: здесь ода, образцовый жанр классической поэзии, объединены с балладой характерным представителем романтичной поэзии.
Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового — романтического — направления во французской драматургии. Драма рассказывает об английской буржуазной революции XVII века, где ее вождь Кромвель был изображен как сильная личность, но, в отличие от цельных героев классицизма, он испытывает моральные противоречия: сбросив короля, он готов изменить революции и стать монархом. В предисловии к драме, в ней Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтичного движения. Благодаря ему, а также повести «Последний день приговоренного к смерти» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. Повесть «Последний день приговорённого к смерти» оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.
В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение — драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет.
В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго — «Собор Парижской Богоматери». Действие первого полноценного романа великого французского писателя происходит в Париже XV века. Книга, в которой увлекательный, причудливый сюжет — всего лишь прекрасное обрамление для поразительных, потрясающих воображение авторских экскурсов в прошлое Парижа. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь. «Собор Парижской Богоматери» экранизировали и ставили на сцене десятки раз, однако ни одной из постановок не удалось до конца передать масштаб и величие оригинала Гюго.
В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.
В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).
В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда — «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, действительно всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Прах великого писателя покоится в Пантеоне — там же, где упокоены останки Руссо и Вольтера. Творчество Гюго крепко и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.
Литература о жизни и творчестве Виктора Гюго
Евнина, Е. М. Виктор Гюго / Е. М. Евнина. — Москва : Наука, 1976. — 215 с. — (Из истории мировой культуры).
Киреев, Р. Т. Роковые романы. Как любили великие писатели / Руслан Киреев. — Москва : Глобулус, 2007. — 344 с. — (Истории любви).
Козлова, С. А. КВН «Наш герой — Гаврош» : по роману Виктора Гюго «Отверженные» / С. А. Козлова // Последний звонок. — 2014. — № 11. — С. 6.
Коцюбинская, С. Виктор Гюго: «Первый встречный» / С. Коцюбинская // Имена. — 2013. — № 2. — С. 48—51.
Макарова, Б. А. Труженик пера : литературный вечер с включением инсценировок, посвященный жизни и творчеству французского писателя В. Гюго, для учащихся 6-9-х классов / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем. — 2010. — № 5. — С.14—22.
Меньшенина, Е. Писатель и куртизанка : история любви Виктора Гюго и Жюльетты Друэ / Е. Меньшенина // Аргументы и факты. — 2014. — 16 апреля. — С. 39.
Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / А. Моруа ; перевод с французского Н. Немчиновой, М. Трескунова. — Минск : Беларусь, 1980. — 480 с.
Прокофьева, Е. «Счастье, равносильное отчаянию...» : [Виктор Гюго] / Е. Прокофьева // Gala. Биография. — 2013. — № 9. — С.43—58.
Сафронова, Н. Н. Виктор Гюго : книга для учащихся старших классов средней школы / Н. Н. Сафронова. — Москва : Просвещение, 1989. — 176 с.
Трескунов, М. С. Виктор Гюго : очерк творчества / М. Трескунов. — 2-е издание, дополненное. — Москва : Художественная литература, 1961. — 475 с.
Трескунов, М. С. Роман Виктора Гюго «Девяносто третий год» / М. Трескунов. — Москва : Художественная литература, 1981. — 175 с. — (Массовая историко-литературная библиотека).
©2011-2024 Осиповичская библиотечная сеть