<<<Назад
ХРОНИКА РОЖДЕНИЯ СТАНЦИИ ЯСЕНЬ
К САМЫМ ИСТОКАМ
История формирования железнодорожной станции Ясень уходит своими корнями к 1870-м годам. Именно тогда, в условиях строительства железной дороги, были заложены основы возникновения посёлка. Вопрос о соединении железной дорогой богатых хлебными грузами районов Украины с портами Прибалтики для экспорта поднимался в Министерстве путей сообщения еще в 60-е годы XIX века. И, наконец, в 70-х годах правительство объявило концессию на строительство Ландварово-Роменской железной дороги (Либаво-Роменской она станет называться после присоединения к ней в 1876 году Либавской железной дороги). Из числа нескольких соискателей предпочтение было отдано представителю Гамбургского Северного банка фон Мекку. Произошло это 29 июля 1871 года. Дорога вводилась в строй с 1871 по 1874 годы участками по мере их готовности. Участок Минск-Бобруйск был запущен в сентябре 1873 г.
Схема Либаво-Роменской железной дороги, 1891 г., фрагмент
На участке Осиповичи–Жлобин были открыты станции: Осиповичи, Ясень, Бобруйск, Березина, Рыня (Телуша) и Красный Берег. Прилегающие к станции Осиповичи перегоны в 1906 году были оборудованы электрожезловой системой с использованием жезловых аппаратов Вебба и Томсона, а в 1908 году поворотные диски поменяли на входные семафоры. Свое название железнодорожная станция получила от деревни Ясень, расположенной в 4 км.
Из рапорта уездного Бобруйского исправника Минскому губернатору от 13 февраля 1908 г.:
"При станции Ясень Замошской волости в 1879 году образовался поселок. Посёлок существует на земле владельца имения Корытное Войниловича и отчасти на земле, принадлежащей крестьянам деревень: Ясени, Гриневки и Ясенивки, состоящей в арендном содержании у лиц, возводящих на ней постройки по домашним письменным и словесным договорам с владельцами земель. Арендная плата находится в зависимости от соглашения сторон, однако не превышает 1 и 1/3 копейки за квадратную сажень. Кроме аренды никаких сборов в пользу владельцев поселенцы не уплачивают. Сроки аренды не определены. Общее количество земли, занятое поселением, достигает до 42 десятин, поселок имеет 4 правильные улицы, образовавшиеся при соблюдении поселенцами, насколько это представляется возможным, устава строительного при постройке зданий, общего выгона не имеется. Построек в поселении имеется 90, все они деревянные, постройка которых производится без разрешения, по собственному усмотрению арендатора земли".
По результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года железнодорожная станция Ясень насчитывала 4 двора, 50 жителей, посёлок Ясень – 29 дворов, 167 жителей.
На 1908 год в посёлке насчитывалось уже "560 жителей обоего пола, из них: дворян 22, мещан 348, крестьян 172; по вероисповеданию они распределяются так: православных 173, католиков 51, лютеран 3, старообрядцев 51, евреев 282.
Средний прирост населения в год 12 душ, и за 3 последние года 35 душ".
Жители посёлка занимались чёрными работами на железнодорожной станции, мелочной торговлей, нагрузкой леса и отправлением его по железной дороге.
В поселке имелись 10 мелочных лавок, одна паровая мельница (построена в 1894 г.), лесопильный завод, заездный двор и три кузницы.
Уездный Бобруйский исправник в своём рапорте Минскому губернатору от 13 февраля 1908 г. докладывает:
"Торгово-промышленный оборот населения составляет в год до 15 тысяч рублей, а за три последние года 45 тысяч рублей.
Правительственных и общественных заведений в поселении не имеется.
Административно-хозяйственного устройства в поселении не имеется, полицейский же надзор осуществляется местным Становым Приставом (4 стан) и полицейским Урядником Замошской волости.
В экономическом отношении поселок служит для окружающей его местности сбытом местных сельскохозяйственных продуктов путем продажи таковых при железной дороге. В виду близкого расстояния поселка Ясень от гор. Бобруйска, топографического положения и удобства сообщения с городом, а также ежегодной лесной торговли, рост населения должен в недалеком будущем значительно увеличиться, а потому желательно переименовать его в местечко, с учреждением Мещанского Управления и назначить на казенный счёт особого урядника, обязав жителей поселка избирать ежегодно из своей среды двух десятских".
Рапорт Его Превосходительству Господину Минскому Губернатору Бобруйского уездного исправника от 13 февраля 1908 г. о посёлке Ясень*
* Национальный исторический архив Беларуси. Ф.299, оп.2, д.13616, л.23
В 1917 г. в поселке 99 дворов, 827 жителей. На станции было 60 жителей.
Развитие транспорта и близость к Бобруйску способствовало увеличению еврейского населения в посёлке.
На станции Ясень с 1905 года располагалось отделение государственной сберегательной кассы №861/18 Либаво-Роменской железной дороги. В книге лицевых вкладчиков, находящейся в НИАБ, присутствуют фамилии значительного числа еврейских семей посёлка Ясень, представителей разных профессий.
Например, лесопромышленники:
Гольфанд Лев с сыном Самуилом Львовичем, 12 лет и дочерью Диной Львовной, 11 лет;
Декман Зехарья с дочерью Фаней Зехарьевной, 7 лет;
Кнебель Самуил Соломонович, 40 лет;
Розенберг Гирша Нохимович, 18 лет.
Евреи занимали монопольное положение в торгово-промышленном предпринимательстве.
Держали лавки и занимались торговлей:
лавочник Гоухман Израиль и его сын Гоухман Файтель Израилевич, 14 лет;
торговец Гофман Сроль Пинхусович, 48 лет, и его сын, приказчик Гофман Файтель Сролович, 20 лет;
лавочник Рубин Мордух с сыном приказчиком Рубиным Нохимом Мордуховичем, 16 лет и дочерью Селой Мордуховной, 17 лет;
торговец Рубин Вульф и его сын Залман Вульфович, 14 лет.
Торговлей также занимались Гохман Сара Иоселевна, 37 лет и Стронгин Хайсом Гиршевна, 42 лет. Приказчиком был Ясинов Шолум Ицкович, 17 лет, проживавший с сестрой Ясиновой Хаей Абрамовной, 22 лет.
Проживал в посёлке Ясень сапожник Вайнер Мейдель с сыном Беркой Мейделевичем, 12 лет, а также Гофман Рахиль Гершовна, 11 лет и Плоткин Мойша Хаимович, 10 лет, жившие в услужении при родителях.
В книге лицевых вкладчиков сберегательной кассы №861/18 содержится также много имён железнодорожных служащих и рабочих станции Ясень.
Согласно книге, на 1905 год начальником железнодорожной станции Ясень был Борский Николай Михайлович, 46 лет, мещанин. У него было двое детей: Борская Александра Николаевна, 19 лет и Борский Николай Николаевич, 16 лет, работавший телеграфистом.
Помощниками начальника станции были Салиенко Михаил Александрович, мещанин; Юноцкевич Димитрий Романович, почётный гражданин; Юркевич Гавриил Сильвестрович, крестьянского происхождения.
Упоминается железнодорожный мастер Шлопак Никита Денисович, из крестьян.
Телеграфистами на железнодорожной станции были Близнюк Илья Емельянович, мещанин; Юркевич Антон Степанович, из крестьян.
Стрелочниками работали Самсончик Лука Никифорович, из крестьян; Грабузов Евдоким Филиппович, из крестьян; Мартинчик Борис Ильич, из крестьян; Журавлевич Александр Васильевич, мещанин.
Путевыми сторожами были: Слуцкий Стефан Игнатьевич, мещанин; Лукашонок Андрей Григорьевич (26 околоток 8 дистанция), из крестьян; Гринкевич Яков Стефанович, мещанин; Черёпко Венедикт Иванович, из крестьян; Юркевич Симфорион Степанович, из крестьян; Жильчик Семён Степанович, из крестьян; Лукашонок Александра Карловна, из крестьян; Козлов Николай Фёдорович, из крестьян.
Ремонтными рабочими были дворянин Савицкий Иосиф Адамович, и Бобрик Василий Артемьевич, из крестьян. Работал ещё машинист водокачки – Петров Илья Петрович, из крестьян.
Здание начала ХХ века на станции Ясень
Бывшая насосная станция
После Октябрьской революции население посёлка продолжало расти.
24 января 1918 г. возле железнодорожной станции Ясень произошёл жестокий бой между частями Красной армии и легионерами корпуса Довбар-Мусницкого. После занятия Бобруйска полякам пришлось обеспечить контроль над близлежащими железнодорожными станциями. В этих ожесточенных боях отличились офицеры второго офицерского легиона во главе с капитаном Юркевичем.
В 1921 г. в поселке открыта начальная школа, позже семилетняя и затем средняя, 9 и позже 10-летняя (см. статью "Открытие школы в поселке").
В 1923 г. посёлок Ясень становится центром сельсовета.
В этом же году открыта хата-читальня, фельдшерский пункт.
Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 года в поселке проживал 701 человек.
В начале 1930-х в поселке работали паровая мельница, лесозавод, мебельная и портняжная мастерские.
В 1930-х – 1940-х годах работало торфопредприятие "Свобода".
С 1935 г. Станция Ясень – рабочий посёлок.
В 1940 г. в поселке 180 дворов, 756 жителей.
<<< Назад Главная Вперед>>>
|