<<<Назад
ХРОНИКА РОЖДЕНИЯ СТАНЦИИ ЯСЕНЬ
МИРНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Росту населённого пункта в значительной степени способствовало еврейское население, "посёлок считался еврейским" (Синицкий Владимир Александрович). В 1926 г. 42% населения поселка составляли евреи (293 человека из 701).
Седова Ванда Адольфовна вспоминает:
"До войны в посёлке проживало много евреев: Лихманы, Гофманы, Фридленды, Горелики, Талалихины, Гуревичи, Краверские. Жили они все по левую сторону от железной дороги в направлении Бобруйска. С Хаимом Краверским я училась в одной школе. У него ещё было бельмо на глазу. В доме, стоявшем на месте современной почты, жил Соколин, в доме за магазином – Бант. На месте современной библиотеки стоял большой дом. В нём проживали две семьи: Дурцы и Гофманы. В семье Дурец было трое детей. В школе я училась вместе с Зиной Дурец, мы сидели за одной партой, дружили. Когда у Зины дома пекли мацу, она тайком выносила и угощала меня.Марголины, с их дочкой Дусей я училась в одном классе, жили в одном доме с семьёй Коваль. У Ковалей было двое детей: Ича и Мота. Мота был младший, ровесник моего брата. Помню, когда мама возвращалась с работы, с фабрики, Мота выбегал на улицу и рассказывал, как мой брат вёл себя в школе.
Евреи работали в местных Советах, заведующими, бухгалтерами, учителями в школе, в клубе, в детском саду. Так, пионервожатой в школе была Нохин Анна Наумовна".
Группой, составлявшей большую часть самодеятельного еврейского населения в посёлке Ясень, были лица наёмного труда. Во многом это связано с существованием деревообрабатывающей артели, впоследствии фабрики.
Синицкий Владимир Александрович:
"Деревообрабатывающая артель была образована в 1927 году. Работала она в две смены. Директором был Гуревич Рувим Хаимович, завпроизводством – Талалихин. Краверский Лейба работал главным механиком. На предприятии при помощи электричества работала паровая машина – локомобиль. В домах же электричества не было. Жгли керосиновые лампы".
Лепёшкин Николай Фёдорович:
"До войны артель выпускала прялки и венские стулья. У стульев были точёные ножки и круглые сиденья с узорами из цветов. Ещё делали складные деревянные линейки жёлтого цвета. Были такие специалисты, которые сами изготавливали жёлтую краску. Она практически не облазила".
Неверович Татьяна Филипповна:
"До войны наша фабрика называлась артель "Свет". Вначале, в артели, выпускали самопрялки.
Мой дядя, Кондратьев Артем Фёдорович, тогда был председателем [Ясенского] сельсовета, затем его поставили в эту артель руководить".
Синицкий Владимир Александрович:
"Всего на предприятии работало около пятиста человек из местного и прибывшего населения".
Второй по размеру после рабочих социальной группой были кустари.
Седова Ванда Адольфовна:
"Евреи работали на мельнице, круподёрке. У нас было много портных, сапожников. В большом деревянном доме размещалась сапожная мастерская. Я запомнила, что возле неё постоянно валялись обрезки кожи".
Дом на Станции Ясень, где до войны размещалась сапожная мастерская
Лица свободных профессий составляли крошечную долю, они видимо входили в состав служащих. Прежние торговцы, имевшие патенты при НЭПе, теперь либо уезжали, либо вписывались в признанные социальные группы. Другая их часть составляла группу без определённых занятий, многие представители которой занимались нелегальной торгово-посреднической деятельностью.
Синицкий Владимир Александрович:
"До войны в посёлке был базар, где в основном торговали евреи. У Зэльдина была лавка на дому. Он торговал продуктами, спиртным. К нему можно было прийти в любое время суток. Товар давал даже без денег, в долг. Меня родители тоже посылали к нему. Зэльдин только спрашивал, кто мой отец, чтобы знать, кто будет расплачиваться".
В 1939 году, как сообщает В. А. Синицкий, количество евреев в посёлке выросло за счёт беженцев из Западной Беларуси.
Еврейская община долгое время жила своей жизнью. Но в 30-e годы религиозная жизнь еврейской общины стала быстро разрушаться.
Практически все еврейские обычаи и праздники считались проявлениями религии и преследовались.
Синицкий Владимир Александрович:
"В посёлке была двухэтажная деревянная синагога. Каждую субботу и в праздники евреи её посещали. При этом они нанимали неевреев, чтобы те зажигали и тушили свечи.
Здание синагоги отобрали у еврейской общины и отдали под школу в конце 30-х годов".
Седова Ванда Адольфовна:
"В посёлке была синагога, находилась почти напротив нынешней библиотеки, на том месте сейчас Юревичи живут. Она была двухэтажная, на второй этаж поднимались по лестнице со двора. Я училась в 4-м классе в этой синагоге. Сгорела она, наверно, во время войны, когда немцы отступали. Тогда большой пожар был, много домов погорело".
На этом месте располагалась синагога
Религию коммунисты считали своим главным идеологическим врагом. Систематические гонения на церковь начались с первых дней советской власти. Преследовались священники, раввины, да и просто верующие люди.
Из воспоминаний семьи Юденичей:
"Ярким примером событий тех лет является судьба настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревни Прилуки священника Александра Юденича. После того как его церковь закрыли в 1935 году, семье священника пришлось искать себе иное место: жить стало вовсе не на что. Услышав, что в деревне Голынка под Бобруйском якобы есть священническая вакансия, семья Юденичей решила уехать. Была зима, и прибывшие ночью на станцию Ясень Юденичи дожидались утра в холодном станционном помещении без отопления. В результате заболел младший ребенок – Виталий. Отец Александр со старшей дочерью Зоей пешком пошли искать Голынку. Во время этих поисков Зоя застудила ноги: последствия этой болезни сказывались всю жизнь. Однако церковь в Голынке также оказалась закрытой. Чужая станция, несколько узлов с вещами, холод, отсутствие средств, трое детей на руках, двое из которых больны…
Но нашлась добрая христианская душа и на станции Ясень, которая не побоялась подставить свое плечо под крест семьи Юденичей. Одна из местных женщин, имя которой знает Господь, увидела тяжкое положение семьи, пригласила их к себе домой, вызвала врача и сделала все, что могла для их устроения.
Когда выздоровел девятилетний Виталий, семье удалось снять квартиру и определить в школу старших дочерей. Отцу Александру после долгих и трудных поисков работы удалось устроиться на торфозавод "Свобода" сторожем погрузочной площадки. Зарплата была очень малой, жить было тяжело. Ксения Степановна получала лишь скудное вознаграждение за расчистку снега. Так смогли продержаться до марта 1937 года. Когда же стало невыносимо тяжко и вновь проявилось "характерное отношение", семья переехала в Бобруйск."
<<< Назад Главная Вперед>>>
|