.
Логотип

Государственное учреждение культуры

Централизованная библиотечная сеть
Осиповичского района




Яндекс.Метрика

Карта сайта

Азартная прожигательница жизни и очаровательный монстр французской литературы — Франсуаза Саган


к 85-летию со дня рождения Франсуазы Саган

Франция – одна из немногих стран, где писатель может стать настоящей звездой. В случае с Франсуазой Саган можно смело ставить приставку «супер». В свое время она была не менее популярна, чем актрисы или певицы. Она много писала для глянцевых журналов и была в центре внимания бульварной прессы.



 

При этом сложно заподозрить Франсуазу в игре на публику. Она в самом деле была такой – любила скорость, азартные игры и ненавидела правила. Она была бунтаркой за десятилетие до революционной эпохи 1968 года. В этом не было никакой пиарстратегии, чистая органика. И это во многом поддерживало интерес к Саган на протяжении десятилетий. То есть, дело не только в творчестве. Хотя написала Саган много – около 40 прозаических книг, около полутора десятков пьес и сценариев, несколько десятков песен и несчетное количество статей и эссе для журналов.

Писательница признавалась, что её кумиром была Сара Бернар – одна из первых звезд в современном понимании этого слова. Позднее Саган написала её биографию. И добилась в литературе не меньшей славы, чем когда-то Бернар на сцене. И точно так слава эта была с оттенком скандальности и сопряжена с преувеличенным вниманием к личной жизни. Франсуаза стала не только писательницей, но и литературной звездой.

«Моя мама превратилась в некий ярмарочный феномен. Публику больше интересовала сама Саган, чем ее книги», – скажет впоследствии сын Франсуазы. Но по-другому она, видимо, просто не хотела и не умела.

 

 

В 18 лет известность Саган принес роман "Здравствуй, грусть", написанный в 1954 году. Роман об ученице монастырского пансиона, ведущей праздный Франсуаза стала одним из самых известных и состоятельных авторов Франции. Многие сочли книги Саган аморальными и безнравственными, другие нашли в них отражение эпохи и полюбили юную писательницу за простоту языка и мастерство психологического портрета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ее проза ‒ о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.

 

Любовь

Любовь ‒ главный двигатель сюжета в романах Саган. Она часто бывает неразделенной, как в "Смутной улыбке", где юноша Бертран страдает по студентке Сорбонны Доминике, а та в свою очередь тоскует по его дяде. Страстная любовь с первого взгляда связывает героев "Сигнала к капитуляции" Люсиль и Антуана ‒ молодых людей, существовавших до их роковой встречи на попечение состоятельных партнеров.

 


 

А вот в романе "Здравствуй, грусть!" читатель наблюдает первую любовь: его герои Сесиль и Сирил встретились во время каникул на средиземноморском побережье. удивительно солнечная, юная, изящная книга, написанная Саган в девятнадцать лет. Это история влюбленности и нелюбви, рассказывающая о том, как легкомысленные игры с чувствами заканчиваются жестоким финалом.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

И я поняла, что куда больше подхожу для того, чтобы целоваться на солнце с юношей, чем для того, чтобы защищать диссертацию.

"Здравствуй, грусть!"
 

Роман "Женщина в гриме" (1981) и картина наделали много шума. И вновь любовь, и вновь он и она. Их отношения в самом начале, и никто не знает, куда они заведут двух влюбленных. Может быть будет недолгая и неудачная связь, а может – порыв страсти, после которого останется только чувство стыда. Но уже не отвести глаз друг от друга, и есть страх потери радостного сосуществования, которое наполнено светом и нежностью.

Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры Прусте ведь в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.

Одиночество

"Одиночество и любовь" ‒ так называется книга интервью с Франсуазой Саган. Пожалуй, это название в полной мере описывает настроение ее романов. Герои погружены в одиночество. Их не понимают любимые. Им скучно на богемных вечеринках. Они не разговаривают с мужьями. Изменяют. Засыпают в пустой постели. Бегут из города, чтобы пережить боль. Осознают, что их жизнь пуста и никчемна, но ничего с этим не делают.

В романе "Через месяц, через год" поднимается тема судьба молодого поколения, а точнее, "потерянности" молодежи, приобретающая более трагический оттенок, а ощущение безысходности становится всеобщим, распространяясь на целый ряд персонажей книги ‒ вялых, пресыщенных, уставших от жизни несчастных молодых людей, безуспешно пытающихся любовными переживаниями и рассеянным флиртом заполнить пустоту своего существования.
В этом странном романе все герои Саган любят невпопад и все они одиноки.Николь любит своего мужа Бернара, который любит Жозе,которая влюблена в Жака. Фанни любит своего мужа Аллена, он же потерял голову от Беатрис. Эта, впрочем, любит себя и свой успех на театральных подмостках. В этой грустной фарандоле все одиноки.Жар счастливых мгновений быстро сменяется душевным ознобом. Остается гадать, что будет с ними через месяц, через год.

В романе "Смятая постель" Беатрис, красавица актриса, избалованная успехом и чередой легких романов, встречает Эдуара, молодого драматурга, чьи пьесы стремительно набирают популярность. Пять лет назад они недолго были вместе, но покорительница сердец без сожаления рассталась с ним, а он все годы тосковал по ней. Согласно известному изречению, из двух любящих один любит, а другой лишь позволяет себя любить. Ныне роли переменились. Но способна ли вспышка любви изменить будущее?..


Роман "Волшебные облака" – изящная вариация на известное изречение Блеза Паскаля "У сердца есть причины, которые разуму не понять". Прелестная француженка Жозе выходит по любви замуж за Алана, богатого молодого американца. Оказалось, что это означает утрату свободы – теперь она должна отчитываться перед болезненно ревнивым мужем во всем: куда ходила, кого видела, о чем мечтала. Попытки вырваться из золотой клетки оказываются безуспешными: и в напоенной солнцем Флориде, и в Париже Алан неотступно следует за ней. Оказывается, что волшебные химеры способны омрачить самые простые жизненные радости.

 

 

В романе "Любите ли Вы Брамса?" рассказывается об обреченной любви взбалмошного и пылкого юноши к женщине бальзаковского возраста, уставшей от равнодушия и измен своего давнего любовника. Этакий камерный танец пар на длинной и грустной дороге в вечность.

 

 

 

 

 

 

 

Ей были мерзки эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, всячески стараясь затянуть чтение, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в чей-нибудь компании; а дома по возвращении ‒ неубранная постель и такое ощущение, будто с утра не было прожито еще ни одной минуты.

"Любите ли вы Брамса?"

Героини Саган без сожаления отвергают традиционную роль хранительницы домашнего очага, которую общество предлагает женщине, и в то же время отказываются от выполнения своей социальной роли, от самоутверждения в профессиональной сфере.

Тема детства присутствует в творчестве писательницы, но связана здесь с образами взрослых героинь Саган, которым присуща беззаботность, безответственность, инфантильность, социальная пассивность и неприспособленность к жизни.

Отсутствие в романах Саган темы материнства, столь характерной для произведений женщинписательниц объясняется тем, что в литературе с образами детей обычно связана тема будущего, в то время как Ф. Саган, подобно большинству авторов «потерянного поколения», скептически настроена относительно будущего своих героев.

Деньги

Многие осуждали Саган за то, что в своих произведениях она описывала исключительно жизнь богатых избалованных людей.

"Да, я люблю деньги, которые для меня всегда были хорошим слугой и плохим хозяином. Они всегда присутствуют в моих книгах, в моей жизни и в моих беседах", ‒ говорила писательница.

Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.

 

 

 

У нее были денежные затруднения. Потом они уладились, и она сразу повеселела. Я очень люблю женщин, которые радуются деньгам. Мадемуазель Алис пожала плечами. ‒ Значит, вы всех подряд любите!

"Любите ли вы Брамса?"

В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось. Описывая очередную грустную историю своей героини в романе "Немного солнца в холодной воде", Саган вводит некоторые социальные мотивы, показывая роль денег в сфере чувств и воздействие потребительской идеологии на женскую психологию. В романе "Сигнал к капитуляции" главная героиня Люсиль бунтует против социальных противоречий, покидает своего богатого любовника ради молодого человека, но не выдерживает "прозы жизни" и возвращается к своему богатому "старичку" и его деньгам.

Гедонизм

Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде. В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.

Жить, в конце концов, значило устраиваться как-нибудь так, чтобы быть максимально довольным.

"Смутная улыбка"

 

Франция

Саган описывает французское общество. Действие ее романов разворачивается в Париже, на Лазурном побережье, в Лимузене ‒ бесконечные виноградники, горы, тихие улочки, шум моря, терпкое вино. В "Смятой постели" давние любовники отправляются обедать в парижский пивной бар после ночи любви. Героиня "Слезинок в красном вине" тратит бешеную сумму в Летнем казино в Ницце.

А в романе "Прощай, печаль" персонаж болен раком; глядя на набережные у Парижского порта и загорающих под сентябрьским солнцем горожан у Сены, он едет к любовнице, чтобы сообщить о приближающейся смерти.

 

Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.

 

 

В четыре часа дня, когда вовсю светит солнце, они, спрятавшись в тени за стеклом террасы и чувствуя, как оно беснуется снаружи, заказали две порции крепкой выпивки и благодаря усталости, желанию и алкоголю ощутили себя героями Фицджеральда. Больше их никто не видел и не слышал, потому что в тот день Эдуар и Беатрис целый день были наверху блаженства.

"Смятая постель"

 

Смерть

Любовь в произведениях Саган часто приобретает трагические обороты. В романе "Немного солнца в холодной воде" героиня решает покончить с собой, узнав, что ее больше не любят. "Здравствуй, грусть!" имеет похожий сюжет: юная Сесиль доводит до самоубийства подружку отца, спровоцировав его измену. Неожиданный финал имеет "Прощай, грусть": ее герой узнает, что болен раком, и прощается с жизнью, пока не узнает, что ему поставили ошибочный диагноз. Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.

 

 

Эти и многие другие книги Франсуазы Саган вы можете прочесть в наших библиотеках.