Семьдесят третий  из сорок первого

Проект  «Семьдесят третий  из сорок первого» - это продолжение  проекта  «Поиск солдата» и  книги «Битва за мост».
Задачи проекта:
-проследить боевой путь БЕПО № 73 НКВД;
-выяснить характер боевых действий, в которых участвовал БЕПО № 73;
-рассказать о судьбе участников рассматриваемых событий
Поиск источников и их изучение, работа с литературными источниками, поиск очевидцев и участников событий военной поры, просмотр неопубликованных источников, анализ и сопоставление источников, уточнение выводов, обобщение полученных материалов – всё это собрано в данном проекте.


Бронепоезда НКВД, бронепоезда, крепости на колесах, сухопутные броненосцы… в памяти всплывают картины времен гражданской войны, а у кого-то, возможно, даже англо-бурской войны 1899–1901 годов. Да, они зависели от железнодорожного пути и были «большими мишенями» для артиллерии, а в более поздний период – и для авиации противника. Однако эта техника сыграла не последнюю роль в маневренной войне с большим количеством танков и целыми воздушными армиями.
Одним из таких был и Краснознаменный отдельный бронепоезд № 73 войск НКВД, о героическом боевом пути которого и пойдет дальше рассказ. БЕПО – он же бронепоезд. Самая ранняя информация о бронепоезде№ 73 содержится в  «Материалах о боевых действиях 73-го отдельного бронепоезда войск НКВД по охране железных дорог в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Они свидетельствуют, что БЕПО-73 (так его именовали в документах того времени) был сформирован в 1932 году и находился в составе частей 24-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог. В октябре 1941 года его выделили из 73-го полка войск НКВД по охране железных дорог в отдельную боевую единицу. Бронепоезд был из числа самых массовых – БП-35, разработанных на брянском заводе «Красный Профинтерн». Как правило, они состояли из бронированного локомотива на базе паровоза «О» (так называемые «овечки»), нескольких бронеплощадок с пулеметным и пушечным вооружением и двух – четырех платформ прикрытия. Бронепаровоз берегли и использовали лишь в боевых условиях, а при переходах использовали обычные паровозы, так называемые «черные». На одной заправке топливом и водой БЕПО мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45км/ч.
30 июня БЕПО-73 с приданной ему десантной ротой выехал из Могилева в район реки Свислочь для обороны железнодорожного моста. По прибытии выяснилось, что мост занят противником, а железнодорожный путь разбит. Ночь ушла на восстановление железнодорожного полотна, а утром 1 июля после боя мост был очищен от противника. Но дальнейшие события развивались трагически. Из текста боевого донесения командира бронепоезда Малышева: «…В это время появилось 12 немецких бомбар- дировщиков, которые обрушились на БЕПО и стали бомбить, вести обстрел матчасти с воздуха. После боя с воздушным противником личный состав БЕПО не мог еще привести себя в порядок, так как был атакован немецко-фа- шистскими танками. Во время бомбардировки большинство материальной части БЕПО было выведено из строя, механизмы матчасти забиты песком… В результате этого боя БЕПО уничтожил 4 танка и сбил 2 самолета противника». Командир зенитного отделения Сергей Семенкович вел огонь из зенитной пулеметной установки и сбил один самолет. Взрывной волной его выбросило из башни броневагона на землю, но он не покинул поле боя. Придя в себя и превозмогая боль, Семенкович снова забрался в башню, от- крыл огонь по вражеским самолетам и сбил один из них. В том бою бронепоезд потерял «черный» паровоз, два мотоброневагона. Шесть человек были убиты (пятеро– из состава десанта), но основной экипаж сохранил свою боеспособность. Попытка реанимации БЕПО с помощью ремонтной бригады вспомогательного поезда 60-го полка войск НКВД не увенчалась успехом, так как к железнодорожному полотну прорвались немецкие танки. По приказу командира 73-го полка войск НКВД личный состав бронепоезда отбыл на станцию Могилев.

Немцы возле поверженного БЕПО -73

 

Для широкого круга читателей готовится   исторический очерк  «Не дрогнули в бою солдаты».
Главная ценность этого издания – возвращение из забвения имён погибших на БЕПО № 73. В районную комиссию Осиповичского райисполкома по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн центральная  библиотека  подготовила сведения о  27 невозвратимых потерях экипажа БЕПО № 73, которые не числились в паспортах воинских захоронений Осиповичского района (являлись неизвестными).